Связанное рифмой и ритмом четверостишие

Янв

Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма.

Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;

2. дать понятие ритма;

3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей;

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

Вступительное слово.

Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание? Во-первых, мне близка поэзия не только потому, что я преподаю литературу, но ещё и потому, что это для меня – любимое дело: я пишу стихи. И хочу как можно раньше раскрыть поэтический потенциал моих учеников. Я считаю, что не все из них в дальнейшем смогут стать поэтами, но на поэзию они посмотрят уже совсем по-иному: не как на текст, предназначенный для заучивания наизусть, а как на прекрасные образы, созданные авторами. Я пытаюсь внушить им, что без поэзии краски жизни меркнут. Как сказал Р. Гамзатов: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а солнце – в небесное тело, излучающее тепло…»

У пятиклассников ещё свежи воспоминания о начальной школе, поэтому очень часто использую в своей работе нетрадиционные формы обучения, и в первую очередь игру, в том числе и ролевую. На данном уроке каждый является не собой, а поэтом. Она помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает обстановку, да и всё новое необычное, яркое усваивается быстрее. В процессе игры применяется объяснительно-иллюстративный метод: на доске появляется опорная схема. Очень эффективна групповая форма работы, так как дети не чувствуют себя неловко. Если затрудняются выполнить какое-либо задание – товарищи всегда придут на помощь.

Результат своей работы я вижу не в количестве написанных детьми стихов и даже не в их качестве, а в стремлении к творчеству.

Хочу привести всего лишь один пример: проект «От экологии природы – к экологии души», с которым я принимала участие в Областной конференции учителей русского языка и литературы. Дети очень активно взялись помогать мне, и результатом нашего совместного творчества стал специальный выпуск газеты «Большая перемена».

Ход занятия:

I Психологический настрой.

Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.

II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Прозаическая Стихотворная речь

речь

Тайна первая: наша речь.

- Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

2Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

•Чем похожи эти два текста? Одинаков смысл, одинаковые картины

•Чем они отличаются? Второй текст звучит напевно

•Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? проза и стихи

Тайна вторая: стихотворная речь.

III Знакомство с ритмом.

•А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? карточка №1 Почему? Второй текст звучит ритмично

•В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т. п.

•Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

•Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма.

•Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического рифма.

•Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

от греч. рифмос – стройность

•Игра «Найди рифму».

парта - …карта

ученик -…озорник

пенал - … журнал

указка - … сказка

ручка - … штучка

•Виды рифмы.

- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бы
вают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы:
перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

•Игра «Кто быстрее?» работа в группах

- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

Выразительное чтение.

1Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. парная

2Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. перекрёстная

3Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. опоясывающая

Последняя тайна – буриме.

VI Поэтическая мастерская работа в группах

- А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.

- Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.

VII Итог занятия.

•О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?

VII Рефлексия.

- А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия.

Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё стихотворение, посвящённое всем педагогам.

Двадцать с лишним лет - немного,

Ясно всем давно,

Если сердце педагога

Школе отдано.

Важно обладать талантом,

Чтоб детей учить:

И певцом, и музыкантом

Надо в школе быть.

Труд учителя нелёгок,

Что тут говорить:

Не картину, не скульптуру-

Душу сотворить!

Надо всю трудоспособность

И талант привлечь,

Чтобы нам в глазах ребёнка

Искорку зажечь.

Нам на всех всегда хватает

Ласки и любви.

Всем ребятам отворяем

Дверь в сердца свои.

Бьёшься до седьмого пота,

Но душа поёт!

Вот тогда твоя работа

На «ура» идёт.


Источник: http://www.rlspace.com/literatura-5-klass-stixi-i-proza-ritm-rifma/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма Как сделать из бумаги ёлку оригами

Связанное рифмой и ритмом четверостишие Связанное рифмой и ритмом четверостишие Связанное рифмой и ритмом четверостишие Связанное рифмой и ритмом четверостишие Связанное рифмой и ритмом четверостишие Связанное рифмой и ритмом четверостишие Связанное рифмой и ритмом четверостишие Связанное рифмой и ритмом четверостишие Связанное рифмой и ритмом четверостишие

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ